выяснил. бежал хомут между термостатом и помпой.
зато путём замены помпы нашёл причину медленного прогрева своего двигателя : термостат соединён с обраткой помпы тоненьким шлангом. так вот штуцер, вкрученный в обратку помпы, был полностью забит.
в термостате есть маленькая тарелочка, которая открывается уже при 60 гр. так вот, ОЖ оттуда не должна выдавливаться в радиатор, она должна попадать в обратку помпы через этот тоненький шланг, который одет на штуцера в корпусе термостата и помпы.
где-то читал как проверяют (варят) термостаты в мисочке с термометром и видно что температура открытия даже оригинальных термостатов гораздо ниже рабочей температуры двигателя. их потом подпиливают. (собрался уж было сам варить

) так вот зачем эта трубочка нужна! чтобы ОЖ которая не достигла рабочей температуры двигла выдавливалась из термостата НЕ в холодный радиатор а в горячую обратку водяного насоса.
не было бы счастья, да несчастье помогло